От норвежской границы до пролива Вилькицкого

Участники форума НОЦ обсудили перспективы добычи и рационального использования полезных ископаемых и попутного минерального сырья в Арктике. Разговор на одноименной секции шел о твердых породах, которые есть в западной части приполярной зоны России на территориях Архангельской и Мурманской областей, НАО и на севере Красноярского края.

Две крупных алмазодобывающих компании Поморья в сотрудничестве с учеными Северно (Арктического) федерального университета в рамках проектов НОЦ «Российская Арктика» уже сегодня разработали ряд технологий, позволяющих эффективно использовать пустые попутные породы – сапонит и аргиллит, в стройиндустрии и сельском хозяйстве.

Сапонитсодержащие глины можно применять в качестве добавок новых марках бетонов, а также в качестве удобрений. Общераспространенный на территории всей Архангельской области аргиллит прекрасное сырье для производства сверхпрочного клинкерного кирпича.  

По теме цветных металлов самое перспективное в Архангельской области Павловское свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле. Предполагается, что проект начнет свою деятельность в 2026 году. Изначально ориентация была на западные компании, но в связи с санкциями ситуация осложнилась. Идет переориентация на внутренний и восточные рынки.

- В России есть очень перспективный Челябинский цинковый завод, который может полностью переработать все цинковые концентраты с этого месторождения. Хороший цинковый завод во Владикавказе. Весь свинцовый концентрат, к котором присутствует серебряная составляющая, готов был брать Китай, - рассказал заведующий кафедрой геологии, горных работ и стандартизации Высшей школы энергетики, нефти и газа САФУ Владимир Скрипниченко. – В период навигации «Росатом» - единый оператор судоходства СМП, вполне может договориться с «Норникелем» - мировым лидером по производству никеля, меди, кобальта, металлов платиновой группы. 

По мнению эксперта, имеющиеся у гиганта арктической индустрии пять ледостойких контейнеровозов вполне можно было бы использовать и для перевозки продукции Первой горнорудной компании (одного из подразделений «Росатома», занимающегося промышленным освоением месторождения «Павловское»), увеличив тем самым общий грузопоток по Северному морскому пути.