Научный руководитель НОЦ «Российская Арктика» дал большое интервью о работе научно-образовательного центра

Освоение Арктики происходит в экстремальных условиях, поэтому наука старается компенсировать тяжесть природных условий, сократить сроки и снизить риски. Как справляются с этой задачей ученые научно-образовательного центра «Российская Арктика», ИА Регнум рассказал его научный руководитель доктор физико-математических наук Марат Есеев.

Когда был создан НОЦ «Российская Арктика» и какие задачи он должен решать?

Мы начали работу по созданию концепции научно-образовательного центра в 2018 году, когда прошло первое совещание тогдашнего архангельского губернатора Игоря Орлова и тогдашнего губернатора Ненецкого автономного округа Александра Цыбульского. Концепция опиралась на мнение промышленников региона — надо развивать ключевые отрасли, которые уже работают в области.

Чьей была идея создания НОЦ в регионах?

Президента РФ Владимира Путина. В его майских указах 2018 года было поручение создать 15 НОЦ по всей России.

Впервые о НОЦ заговорили после принятия программы пространственного развития РФ 2016 года. Затем вышел документ, где были перечислены территории, готовые для создания НОЦ. Архангельской и Мурманской областей среди них не было. Были Кузбасс, Нижний Новгород и регионы с мощной индустриальной основой создания научно-образовательных центров. Центры не должны были дублировать инструменты развития в регионах, где и так все хорошо, — Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск.

В 2019 году вышло постановление правительства РФ №537, выбравшее без конкурса пять первых НОЦ. Также в нем было определение, что такое НОЦ — это кооперация бизнеса, науки, образования, для проведения научных исследований, разработки и внедрения их на практике. Центр должен был вести экспертно-аналитическую и организационно-методическую работу, при НОЦ создавался центр развития компетенций по подготовке кадров.

Первая пятерка НОЦ была объявлена, и было решено, что дальнейшие НОЦ определит конкурс. В октябре 2020 года был объявлен конкурс на вторую пятерку НОЦ. Было подано 20 заявок от 30 регионов. Мы первоначально хотели включить в наш НОЦ республики Карелию и Коми, Мурманскую область и Ненецкий АО.

Республика Коми решила идти своим путем. Хотя самостоятельная заявка Коми не прошла, научные организации и предприятия республики были включены в наш НОЦ. Карелия тоже не вошла в наш НОЦ, но карельский научный центр работает с нами. Мурманская область, губернатором которой к тому времени уже стал Андрей Чибис, стала кооперироваться с Архангельском, Мурманский Арктический университет работает с нашим НОЦ. 

Какими ресурсами и льготами обеспечили НОЦ?

Предполагались налоговые вычеты для сотрудников, единый социальный налог, который мог быть возвращен за работников, сопровождающих на предприятии разработки проектов НОЦ, налог на прибыль в части затрат на НИОКР тоже мог возвратиться от 100% до 50%. Эти льготы предложило Минобрнауки РФ вместе с нами, но они не нашли поддержку Минфина РФ. Осталось грантовое финансирование раз в год по итогам отчета по НИОКР. В 2020 году нам выделили грант 119 миллионов рублей, в 2021 году — 127 млн, затем был нехороший по оценкам НОЦ год — 60 миллионов рублей и низкое место в рейтинге. В 2024 году получили 187 млн рублей. Ежегодно в бюджет РФ закладывается несколько миллиардов, которые распределяет Минобрнауки РФ между НОЦ в зависимости от того, какое место он занял в рейтинге.

Регион предлагает НОЦ заниматься той или другой научной темой?

Предложения по темам исследований собирают областные министерства сельского хозяйства, природных ресурсов и экономики. Например, регион дал нам тему по разработке торфа — ресурса, которого очень много в Архангельской области. Сейчас мы выполняем программу исследований.

Или у АО «АГД Даймондс» завершаются объемы сырья на существующих кимберлитовых трубках, новые ещё надо найти, в это время можно производить синтетические алмазы. Правда, масштабное производство синтетических алмазных пластин пока под вопросом — Владимирская и Псковская области нас обгоняют. Но мы сосредоточились на устройствах на их основе — квантовых сенсорах.

У научно-образовательного центра (НОЦ) есть разработки с помощью Арктического плавучего университета, отправляющего студентов в Арктику каждое лето?

Конечно есть. Например, проект НОЦ по изучению техногенных шумов в Арктике совместно с Крыловским государственным научным центром, Дальневосточным федеральным университетом. Это разработка устройств измерение шумов от морской арктической техники типа платформы «Приразломная», судов, портовой инфраструктуры, которые могут влиять на биоразнообразие и всякие другие процессы.

С какими архангельскими предприятиями работает НОЦ?

По судостроению мы включили в НОЦ все работающее в области — АО ПО «Севмаш», центр судоремонта «Звёздочка», АО «СПО Арктика», НИПТБ «Онега», судостроительный кластер. Предприятия лесоперерабатывающего комплекса тоже работают с НОЦ — АО «Архангельский ЦБК», ООО ПКП «Титан», группа компаний «УЛК», группа «ИЛИМ». В НОЦ включились предприятия добывающей промышленности — АО «Севералмаз», АО «АГД Даймондс». Нефтяники АО «ЛУКОЙЛ Пермь» вошли в НОЦ не сразу, но вошли.

Какие разработки уже можно показывать?

Пожалуй, измеритель внутренних диаметров. В трубу запускается машинка на колесиках и сканирует состояние трубы. В нее встроены датчик для передачи информации, лазер, видеокамера. Хотим для магнитометрии датчик поставить.

Например, 3D-принтер по металлу — для изготовления деталей механизмов в судостроении. В центре судоремонта «Звёздочка» такая установка сделана нашим участником НОЦ — Институтом лазерной техники. Архангельский траловый флот думает такую установку приобрести и изготавливать детали для ремонта судов.

А для лесопромышленников есть интересные разработки?

Проект по лесовосстановлению, по выращиванию более качественного посадочного материала ели и сосны.

Здесь несколько новаций, не все ещё сработали. Первая новация — отбор лучших семян, их маркировка по ДНК — чтобы определить «плюсовый» ли у них родитель. Маркировка получилась, но, чтобы получить генетические плантации на основе этих семян, нужно такую плантацию вырастить, это 50 лет как минимум. От наших коллег из Карельского научного центра было предложение заложить такую плантацию, но промышленный партнер пока не поддержал проект. Плантация есть для сеянцев, но нужна плантация для выращивания, откуда семена брать. Тем не менее ДНК маркировать уже можно,

Вторая часть проекта — клональное размножение из одного семени. Лиственные породы мы смогли так размножать, но хвойные пока не сумели. А для лесовосстановления нужны хвойные породы.

Для лесной отрасли разработали биоразлагаемые кассеты со стимулирующими добавками, в которых можно проращивать саженцы. Первые шесть миллионов саженцев подрастают, сейчас их должны высадить в грунт. Надо набрать статистику, которой пока нет. Оценочно всхожесть повысилась на 10%.

Чем порадовали добытчиков алмазов?

Новыми методами переработки сапонитовых отходов в полезное сырье, пригодное для строительства и удобрений, и разработкой магнитометра для геологоразведки.

Кто в НОЦ занимается научными разработками — работники предприятий, студенты или научные сотрудники?

В идеале должны быть группы, состоящие из тех, других и третьих. Успех там, где есть такая кооперация. Обычно главный технолог предприятия выделяет нескольких человек, приглашаются научные специалисты, исследователи из научного центра, с ними заключается договор на НИР-НИОКР.

Хорошая инициатива — создание молодежных лабораторий НОЦ. Нам позволили создать шесть лабораторий из 80 поданных заявок, это тоже была конкурсная процедура. Выбирается молодой руководитель, кандидат или доктор наук, создается коллектив — около 15 человек. В лабораторию обязательно входят магистранты, аспиранты и бакалавры. 

Сколько патентов зарегистрировано по итогам работы НОЦ?

НОЦ отчитывается в год примерно 400 патентами, по молодежным лабораториям патентов 20 в год делаем. Всегда оговариваем в договорах, что авторами патента являются его разработчики, но права принадлежат организации, где он был создан. Ученые же использовали оборудование НОЦ.

Автор получает в рамках эффективного контракта за каждый патент определенную надбавку, а если этот патент продан — надбавка увеличивается в десять раз.

Есть крупные приобретатели патентов НОЦ?

Пока по линии НОЦ крупных покупателей патентов не было. В России есть два способа реализации интеллектуальных прав собственности — выполнение НИР-НИОКР в рамках договоров, на которые права передаются непосредственно заказчику. Это самый простой путь, по нему нами получены десятки миллионов рублей от реализации разработок наших ученых. По другим схемам патент очень сложно коммерциализировать в России.

Разработчики получают долю от продажи патента, хотя 50 тысяч — небольшая сумма.

Есть ли примеры развития творческого потенциала ученых в НОЦ?

Каждый ученый в НОЦ — это личность со своими интересами, кругозором и очень нетривиальными хобби — кто-то серьёзно увлекается музыкой, кто-то делает музыкальные инструменты, в основном занимаясь разработками в сфере автоматизации.

Каждый из ученых — эрудированный человек, с которым интересно поговорить, и у него обязательно есть личное мнение об очень многих проблемах. Каждый из них — личность, которая выбрала науку не по экономическим причинам. Потому что, если бы они хотели заработать много денег, они бы ушли в бизнес.